Уважаемые посетители сайта! Этот доклад был прочитан на 3-й Международной научно - практической Конференции "Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи", которая проходила с 26 - 28 июня 2001 года в городе Улан Удэ, Республика Бурятия. Автор - Сергей Петрович Петров, член совета Старообрядческой общины Киева
Организатор мероприятия - Правительство Республики Бурятия, Министерство культуры Республики Бурятия, Институт монголоведения, буддологии и тебетологии СО РАН, Этнографический музей народов Забайкалья. По итогам конференции был издан сборник докладов и выступлений.


КИЕВСКАЯ РУСЬ И СТАРОВЕРЫ. ПРОБЛЕМЫ ПРИЕМСТВЕННОСТИ ПРАВОСЛАВИЯ В УСЛОВИЯХ НЕЗАВИСИМОГО ГОСУДАРСТВА УКРАИНЫ.


Как вы знаете, Русская Православная Старообрядческая церковь сохраняет апостольскую преемственность и чистоту православия и в наши тяжелые времена. Я вхожу в совет старообрядческой общины г. Киева.
Наша церковь освящена во имя "Успения Пресвятыя Богородицы" и находится в Киеве по улице Почайнинской 26.
Всем известно, что крещение Руси т.е. "Киевской Руси" было в начале августа 988 г. в г. Киеве на реке впадающей в реку Днепр - Почайнинской. В то время князь Владимир решил принять христианство после долгих размышлений. Я благодарен нашим предкам староверам, которые с Божьей помощью сохранили это святое место, где стояла и стоит поныне старообрядческая церковь "Успения Пресвятыя Богородицы".
Сейчас на территории Украины (Киевской Руси) проживает около 50 млн. человек, из них потомков староверов около 1,5 млн. (по другим данным 2 млн. человек).
Наши общины находятся практически во всех областях Украины. Наиболее компактно и многочисленно проживают в Одесской обл. по дельте реки Дуная, Винницкой, Черновицкой и Хмельницкой областях.
В настоящее время на Украине действует 55 приходов Русской Православной Старообрядческой Церкви, которую окормляет епископ Киевский и Всея Украины Савватий.
Так же 12 приходов беспоповцев.
Порядка 5 приходов Древлеправославной церкви новозыбковской архиепископии.
В царское время старообрядцев долгое время считали врагами государства. Можно сказать, они были изгоями общества. Являясь христианами, староверы не имели даже той свободы совести, которой пользовались в "православной" империи язычники. Более двух веков староверов считали раскольниками господствующей Церкви. На борьбу с ними был брошен государственный и официально-церковный аппарат. В СССР старообрядчество рассматривали как реакционное религиозное течение. И действительно, в коммунистическую идеологию оно никак не могло вписаться, и не только из-за ярко выраженной религиозности. Во-первых, после легализации старообрядчества в 1905 г. оно явилось одной из немногих сил, выступивших на защиту рушившейся монархии, той самой, которая более двухсот лет преследовала староверов. Во-вторых, старообрядчество не вписывалось в коммунистическую доктрину из-за причастности к частному предпринимательству. По подсчетам современных исследователей, около 60% российского капитала принадлежало старообрядцам. Ирина Васильевна Поздеева высказывала мысль, что на старообрядческих кладбищах написана история российского предпринимательства и промышленности. Национализировав российскую частную собственность и изгоняя ее владельцев, советская власть нанесла непоправимый урон старообрядчеству, от которого оно не может оправится до сих пор. Советский режим лишил старообрядцев экономической опоры, чего не сделало с ним самодержавие. Старообрядчество Украины пришло к постепенному упадку, причем во многих местах уже невосполнимому. В советский период старообрядчество не испытывало гонений господствующей Церкви, однако, как и последняя, подвергалась преследованиям коммунистического режима. Таким образом, в большей степени тенденциозный подход дореволюционной исследовательской литературы и специфическое отношение к старообрядчеству в советское время породили исследовательскую пассивность в изучении этого явления. И до сих пор старообрядческая тема на Украине входит в число не актуальных и не популярных. Такое отношение объясняется не только узкой тематикой вопроса, которое воспринимается на Украине как явление чисто русское, но также и тем что большинство населения Украины принадлежит к более многочисленным трем православно-никонианским течениям, а также к католицизму и сектантским направлениям, соответственно процент историков, сочувствующих господствующим религиозным направлениям также велик, они и задают общий тон освещению проблемы. Навешивание ярлыков и поверхностный подход практикуется и в наше время.
В настоящее время, как и всегда, перед староверами Украины стоят большие проблемы:
  1. Как сохранить действующие храмы, потому, что в большинстве из них не было капитального ремонта с 1917 г.
  2. Восстановление и строительство новых храмов.
  3. Нехватка священства. На 55 приходов - 32 священника. Практически в половине приходов нет священников.
  4. Неправильное освещение в органах современной печати истории православной церкви.
Если до революции на Территории Украины было три епископа то сейчас только один. Если до революции было несколько десятков монастырей то сейчас наша епархия пытается восстановить хотя бы один монастырь. Мы до сих пор не знаем, все ли приходы учтены у нас, потому что очень слабая информационная база. Ремонт и строительство храмов проходит в тяжелых условиях, а в некоторых местах ничего не делается совсем, т.к. нет денежных средств.
Правительство финансирует строительство никонианских, католических и сектантских церквей, а староверам, как и на протяжении 350 лет, опять приходится рассчитывать только на себя. Но постепенно, хотя и медлительно процесс возрождения старообрядчества набирает необратимую силу. В некоторых регионах с Божьей помощью старообрядческие храмы восстанавливаются и даже строятся новые. Хороший пример нам показали общины города Балты Одесской обл. и г. Каменец-Подольска Хмельницкой обл., где за короткие сроки были построены великолепные храмы.
Для решения таких задач в нашей Епархии создан Всеукраинский православно-старообрядческий просветительско-благотворительный Фонд "Памяти Боголюбцев", который имеет филиалы во всех регионах Украины. Цели Фонда - это ремонт и строительство храмов, монастырей, паломничество по святым местам, издание духовной литературы, создание учебных заведений и сотрудничество с общественными организациями В 1998 году делегация от старообрядческой Епархии участвовала в работе конференции "Старообрядчество в Украине и наше отношение к другим конфессиям" по приглашению просветительского всемирного фонда "ПРО ОРИЕНТА" в г. Вене (Австрия). В ноябре 2000 года был доклад "Старообрядчество зрится, как промысел Божий" в Бухаресте (Румыния) на III-м международном семинаре по старообрядчеству. Также в июне 2000 года участвовали на Международной конференции по экологии Дуная, где четыре министра: Украины, Румынии, Болгарии и Молдовы, подписали соглашение - "О создании Единого биосферного заповедника Дуная". Наша Епархия сделала предложение о создании подобной международной Ассоциации, где будут участвовать страны, находящиеся в русле Дуная. Такую инициативу поддерживают как наше государство, так и представители других стран (Югославия, Австрия, Германия). Так как в устье Дуная, как с Украинской так и с Румынской стороны, живут в основном староверы. Кстати, Черниговская обл.(Украины) является родиной предков семейских, которые сейчас живут в Забайкалье.
Как пишет Фирс Федотович Болонев в книге "Семейские" (Издание 1985 г., г. Улан-Удэ), "первая" партия староверов прибыла в Забайкалье в 1756 г. Иркутская летопись сообщает: "Сего 1756 г. пришли в Иркутск польские старообрядцы для поселения их за Байкалом. Их сопровождал подполковник Иванов". Вторая партия прибыла в Забайкалье в 1765 г. Как первая так и вторая партия были высланы Екатериной II из районов Ветки, Добрянки и Стародубья. На то время это была Черниговская губерния, ныне территория Украины. В настоящее время Добрянка - территория Украины (Черниговская обл.), Ветка - территория Белоруссии, Стародубье - территория России. Добрянка Черниговской обл. до сих пор является старообрядческим поселением, где есть старообрядческая церковь и священник. Сейчас об этом мало кто знает и отсутствуют какие либо культурные связи между староверами Украины и Забайкалья. Хотя я знаю, как-то несколько лет тому назад хор семейских выступал в Киеве с концертом. В этом году в апреле месяце в Киеве в Центральном театре оперы и балета проходили гастроли бурятского театра оперы и балета, который очень понравился зрителям в Киеве, и в 2003 г. приглашен на гастроли по в столицу Украины. Нам, староверам, необходимо также организовать культурные мероприятия между выходцами из Черниговской области семейскими и староверами Украины.
Также коротко хочу рассказать о своей Киевской общине. В Киеве 17 лет не было священника. В феврале 2000 г., слава Богу, к нам из города Вилково (Старообрядческая Венеция) Одесская обл. прибыл священноиерей отец Меркурий. ( ныне уже протоиерей - авт.) И под руководством протоиерея отца Меркурия начала проводится очень большая работа по возрождению старообрядческой общины г. Киева:
  1. Началось строительство колокольни.
  2. Расширен участок церковного двора.
  3. Началось активное участие в общеукраинских религиозных конференциях .
  4. Поднят вопрос о возврате старообрядческого храма, отобранного коммунистами.
Найдены архивные документы 1915 г. о том, что в центре Подола г. Киева были расположены две церкви. Киевской общине принадлежали в то время несколько зданий стоимостью 50 тыс. руб. царскими. А при монастырях жилые строения, храмы, поля, луга и прочие угодья стоимостью 400 тыс. руб. царскими. Т.е. значительная часть Подола была, как оказалось, собственностью старообрядческой общины. Община ведет дело с администрацией г. Киева о возврате нам хотя бы здания церкви, но пока безрезультатно. На наши запросы даются формальные отписки. В одной из них чиновники администрации додумались ответить, что церковное здание никогда не было церковью, "там находилась еврейская богадельня". Я думаю, со временем мы с этим вопросом разберемся.
Поднят вопрос по старообрядческому кладбищу г. Киева, которое располагается в исторически известном месте, где в древности находилась резиденция первых русских Киевских князей. Кладбище находится в заброшенном состоянии, т.к. городскими властями не финансируется, а наша община ввиду малочисленности одна ничего сделать не может. Рядом с кладбищем недавно построена мусульманская мечеть и в скором времени территория кладбища должна отойти под дворовые постройки мечети. Обращение к городским властям по поводу исторической ценности кладбища пока ни к чему не привели.
Сейчас мало кто из взрослых староверов, не говоря уже о детях, объяснит различия между никонианами и православными, почему произошел раскол и кто в этом виноват. Поэтому перед староверами Украины, как и везде, стоит вопрос обучения наших детей. Нигде, ни в одной школе не изучается история, быт и культура старообрядчества.
Если мы не будем учить своих детей заповедям наших предков, то мы утеряем свои корни и превратимся в обычных еретиков и язычников. Мы, староверы, в современном мире одни из самых образованных, т.к. это нам передалось через наших предков, которые сохранили не только древлеправославные книги, но и любовь к христианскому учению, что пришла через большие труды, через Кирилла и Мефодия и Нестора Летописца, Сергия Радонежского, Святого мученика протопопа Аввакума, Федора Мельникова и мн.др.
Но в настоящее время нет ни одного Университета, где бы преподавался курс истории старообрядчества, хотя многие потомки староверов имеют профессорские звания. О нас пишут другие "ученые" люди, которые изучают нас со стороны, и пишут о нас, как об исчезнувшем народе Урарту. Мол, были такие староверы, так мол жили, и так непонятно себя вели. Были такими фанатами, что за какие-то непонятные никому обряды сжигали себя. Я не буду сейчас перечислять все фамилии этих писателей. Правительственные круги, которые находятся в настоящее время у власти на Украине, мягко говоря, негативно относятся ко всему русскому и связывают с русскими все плохое, что было в Украинской истории. Мы не удивляемся, что в Государственном комитете Украины по делам религий считают нас, староверов, "не характерным для Украины явлением" (Справочник 2001 г., г. Киев "Христианские церкви и религиозные организации в Украине" издание Государственного комитета Украины по делам религий, стр.47). Но меня поражает тот факт, что в наше время в Москве главный редактор солидного издательства, которое финансируется из госбюджета, Православная Энциклопедия - Кравец Елена Владимировна, издав первый том Православной Энциклопедии до сих пор, как и в XVII веке, издевается над священномучеником протопопом Аввакумом. В энциклопедии пишется, что "протопоп Аввакум является расколоучителем…" и т.д. и в том же духе.
Редакция Православной Энциклопедии видимо до сих пор фанатично продолжает дело, начатое в XVII веке - уничтожение православных христиан и не знает, что поместный собор 1971 года Русской православной (никонианской) церкви снял неправедные клятвы со старообрядцев и подтвердил святость старых обрядов и книг. И не знает обращения Русской Православной Зарубежной Церкви к старообрядцам, где Собор Епископов Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) обращается к староверам:
"Простите братья и сестры наши, прегрешения причиненные Вам ненавистью. Не считайте нас сообщниками в грехах наших предшественников не возлагайте горечь на нас за невоздержанные деяния их. Хотя мы потомки гонителей ваших, но неповинны в причиненных вам бедствиях. Простите обиды, чтобы и мы были свободны от упрека, тяготеющего над ними. Мы кланяемся вам в ноги и препоручаем себя Вашим молитвам. Простите оскорбивших Вас безрассудным насилием, ибо нашими они раскаялись в соделанном Вам и испрашивают прощения".
<"Мы со скорбью признаем что великое гонение нашей Церкви в прошедшее десятилетие отчасти может быть и Божьим наказанием за преследование чад Старого Обряда нашими предшественниками".
Председатель Архиерейского Собора Митрополит Виталий (13/26 октября 2000). Далее следуют подписи членов архиерейского Собора (РПЦЗ)- архиепископов и епископов в количестве 13 человек. Но не смотря на такие серьезные документы, продолжается какое-то непонятное противодействие со стороны многих деятелей - фанатов никониан. Получается как в том анекдоте про того партизана, который не знает, что война давно окончилась и 40 лет пускает под откос поезда. Вообще существует мнение и оно подтверждается духовным законом - пока не покаемся перед старообрядцами - России добра не видать. Это подтверждает и известный писатель Солженицын в своем эпосе "Красное колесо". И об этом говорит Б. Кутузов в своей книге "Церковная реформа XVII века, ее причины и цели" (напечатана в сборнике "Старовер" 1994 год). Зачитаю дословно:
"Они сохраняют веру, как однажды научили при крещении Руси - и почему ж они раскольники? Вдруг им говорят: и деды и отцы, и вы до сих пор верили неправильно, будем менять… И царь православный Тишайший задабривает подарками магометанского султана, чтобы тот восстановил низложенных бродячих патриархов и тем подкрепил истоптание одних православных другими… Для них, в то время, не как для нас: вся жизнь была в вере - и вдруг меняют. То - проклинали трехперстие, теперь - только трехперстие правильно, а двуперстие проклято… Да, равнодушным, корыстным ничего не стоит снести, хоть завтра опять наоборот проклинайте. А в ком колотится правда - вот тот не согласился, вот того уничтожали, тот бежал в леса. Это не просто был мор без разбору - но на лучшую часть народа… Неужели православие рушилось от того, что в Исусе будет одно "и", аллилуйя только двойное и вокруг аналоя в какую сторону пойдут? И за это лучшие русские жизненные силы загонять в огонь, в подполье, в ссылку?.. Законы личной жизни и законы больших образований сходны. Как человеку за тяжкий грех не избежать заплатить иногда еще и при жизни - так и обществу, и народу тем более, успевают. И все, что с церковью стало потом… От Петра и до … Распутина… Не наказание ли за старообрядцев?.. Церковь не должна стоять на неправоте…"
"Боже, как могли мы истоптать лучшую часть своего племени? Как мы могли развалить их часовенки, а сами спокойно молиться и быть в ладу с Господом? Урезать им языки и уши! И не признать своей вины до сих пор? А не кажется вам, что пока не выпросим у староверов прощения и не соединимся все снова - ой, не будет в России добра?.."
К сожалению эта статья Кутузова до сих пор остается актуальной. Эти деятели или не видят или не хотят видеть к чему привели сегодня Украину и Россию расколы и реформы духа? Землю раздают, но никто не берет, невыгодно растить хлеб, ибо стать собственником земли можно только с Божьей помощью, и разорвана традиция и нет уверенности в себе. Горсточка интеллигенции увлекается модернизмом, а массы - телесериалами и заполняют стадионы с рок-идолами и колдунами тоталитарных сект, рефлексируя в первобытных конвульсиях. Наркомания и пьянство уже стали нормой жизни. Падение нравов достигло угрожающих размеров.
Две тысячи лет христианской морали, один миг - и нет наследия. Все опять надо начинать с Рождества Христова - таков итог реформируемых церквей, стремящихся подражать моде нового времени, а на самом деле они полным шагом идут в царство тьмы.
Мораль, создаваемая тоталитарными режимами, всегда мифологизировала подвиг, отречение во имя дела правящей верхушки, приветствовала слепую веру в догматы. Несгибаемость старообрядцев всегда была и будет как кость в горле для всякой господствующей церкви или государственной религии. Фактически, старообрядцы вышли из самых несгибаемых и самой несгибаемой нации в мире, они выжили в земляной тюрьме, в тайге, тундре и селились там, где никто другой выжить не мог. Забайкалье совсем не райский уголок, а сюда ссылали людей на погибель при царе, при коммунистах здесь были самые страшные Гулаги. Пусть наше упорство послужит делу единения всех староверов во имя спасения самих же себя.
Перед угрозой нависшего исчезновения, крайне необходимо провести международный съезд староверов всех направлений и скоординировать вопросы о настоящем и будущем старообрядчества, которые решаются пока стихийно и разобщено.
Hosted by uCoz