НАЧАЛО ГОНЕНИЙ НА ХРИСТИАН

Костры запылали

Казни последовали тотчас же после собора. Знаменитые защитники древлеправославного благочестия - протопоп Аввакум, священник Лазарь, диакон Феодор, инок Епифаний - были сосланы на крайний Север и заточены в земляную тюрьму в Пустозерске. Они были подвергнуты (кроме Аввакума) еще особой казни: им вырезали языки и отсекли правые руки, чтобы они не могли ни говорить, ни писать в обличение своих гонителей.

Более 14 лет пробыли они в мучительном заточении, в сырой яме. Но никто из них не поколебался в правоте своей веры. Благочестивый народ чтил этих исповедников как необоримых воинов Христовых, как дивных страстотерпцев и мучеников за святую веру. Пустозерск стал местом их мученической кончины. По настоянию нового патриарха Иоакима пустозерских страдальцев живых сожгли в срубе. Казнь последовала в Великую пятницу, в день страстей Христовых, 14 апреля 1682 г. Бесстрашно взошли они на костер. Толпа людей, сняв шапки, молча окружила место казни. Огонь запылал. Священномученик Аввакум обратился к народу с прощальным словом. Подняв высоко руку, сложенную в двуперстие, он провозгласил: "Будете этим крестом молиться, вовеки не погибнете" .

Когда огонь угас, народ бросился собирать святые останки, чтобы разнести их потом по всей русской земле.

Соловецкая расправа

Мучения и казни совершались и в других местах московского государства. За шесть лет до сожжения пустозерских узников были преданы мучительной смерти сотни преподобных отцов и исповедников истинной веры в славной Соловецкой твердыне. Эта обитель вместе со многими монастырями и скитами русской Церкви отказалась принять новые книги. Соловецкие иноки решили продолжать службу Божию по старопечатным дониконовским изданиям. Они написали государю в течение нескольких лет пять челобитных (прошений), в которых умоляли царя только об одном: разрешить им оставаться в прежней вере неизменно. "Плачемся вси со слезами, - писали иноки царю Алексею Михайловичу, - помилуй нас, нищих и сирот, повели, государь, нам быти в той же нашей старой вере, в которой отец твой, государев, и вси благоверные цари и великие князи скончались, и преподобные отцы Соловецкой обители: Зосима, Савватий, Герман и Филипп митрополит, и вси святые отцы угодили Богу".

Соловецкие иноки были твердо убеждены, что измена старой вере означала измену Церкви и Самому Богу. Поэтому они писали: "Лучше нам временною смертью умереть, нежели вечно погибнуть. И если нас предадут огню и мукам или на части рассекут, мы и тогда не изменим апостольскому преданию во веки". Это слово свое они с честью сдержали.

В ответ на просьбы и мольбы смиренных иноков царь послал в Соловецкий монастырь войска, чтобы силою заставить старцев принять новые книги. Иноки затворились в обители за толстыми каменными стенами, готовясь к осаде. Царские войска осаждали Соловецкий монастырь почти восемь лет, с 1668 по 1676 г. Наконец, в ночь на 22 января 1676 г., в результате предательства одного из братии, нового иуды, стрельцы ворвались в обитель, и началась страшная расправа с насельниками монастыря.

Было замучено до 400 человек: одних повесили, других порубили на плахах, третьих утопили в проруби. Были и такие, которых вморозили в лед, или подвесили, подцепив за ребра крючьями. Вся обитель была залита кровью святых страдальцев. Только 14 человек случайно уцелели. Тела убитых и разрубленных лежали с полгода неубранными в назидание непокорным.

Разгромленная обитель была заселена присланными из Москвы монахами.

Незадолго до казни соловецких страдальцев были умучены в Боровске (Калужская обл.) две родных сестры из боярского рода Соковниных, боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова и княгиня Евдокия Прокопьевна Урусова.

С детства они были окружены почетом и роскошью, близко стояли к царскому двору. Но ради истинной веры они презрели и богатство, и почет, и славу мирскую. Они были арестованы и подвергнуты страшным пыткам. По указу царя их сослали в Боровск и посадили здесь в сырое подземелье. В яму. Сестер-исповедниц и бывших с ними инокиню Иустину и супругу стрелецкого полковника Марью Данилову стегали кнутами, вздергивали на дыбу, морили голодом и жаждой. Силы их слабели, жизнь медленно угасала. 11 сентября 1675 г. скончалась Евдокия, а 2 ноября, через 51 день, ее сестра, успевшая еще до ссылки принять иночество с именем Феодоры. Погибла голодной смертью Марья Даниловна. Инокиня Иустина заживо была сожжена в срубе.

В службе, составленной на память святых мучениц (11 сент. ст.ст.) Церковь прославляет их подвиг: "О, преславнии мученицы, вас ничтоже возможе оптучити от любве Божия, ни лишение имении, ни лома-ние составов, ни биения, ни раны, ни темню/а безсветлая, но победивши вся козни вражия, на небесех молитеся Христови, да спасет душа наша яко милосерд".

БЕГСТВО ХРИСТИАН В ПУСТЫНИ И ЛЕСА

ПОЛОЖЕНИЕ христиан-старообрядцев в России в XVII столетии во многом было похоже на положение первых христиан в Римской империи. Как древние христиане были вынуждены скрываться в катакомбах, так и русские православные старообрядцы скрывались от государственных и церковных властей. По настоянию патриарха Иоакима царевна Софья в 1685 г. издала против старообрядцев 12 грозных статей. Вот некоторые из них:

  • Если кто тайно будет содержать старую веру, того бить кнутом и ссылать в отдаленные места.
  • Бить кнутом и батогами даже тех, кто окажет хотя какую-нибудь милость старообрядцам: дадут им или поесть, или только испить воды.
  • Ссылать и бить кнутом и таких людей, у которых старообрядцы только приютились.

От этих тяжких наказаний, разорении и смерти могло спасти гонимых христиан лишь полное отречение от старой веры. От всех русских людей требовалось верить так, как приказывало новое начальство. В этом же узаконении Софьи была статья, которая гласила: o Если кто из старообрядцев перекрещивал крещеных в новой церкви и, если он даже и раскается, исповедуется в том отцу духовному и искренне пожелает причаститься, то его, исповедав и причастив, все-таки "казнить смертию без всякого милосердия".

В России настало лютое время: сотнями и тысячами сжигали людей, резали языки, рубили головы, ломали клещами ребра, четвертовали; тюрьмы и подземелья монастырей были переполнены страдальцами за святую веру. Духовенство и гражданское правительство беспощадно истребляли своих же родных братьев - русских людей. Никому не было пощады: убивали не только мужчин, но и женщин, и даже детей.

Преследуемые христиане бежали в пустыни, леса, в горы. Но и там их отыскивали, жилища и скиты разоряли, а самих приводили к духовным властям для увещаний, и, если они не изменяли старой вере, предавали мучениям даже до смерти.

Через четыре года после узаконения статей Софьи патриарх Иоаким издал указ: "Смотреть накрепко, чтобы раскольники не жили в волостях и в лесах, а где объявятся - самих ссылать, пристанища их разорять, имущество продавать, а деньги присылать в Москву".

Избегая изощренных пыток, некоторые старообрядцы стали себя сжигать. "Нет нигде места, - говорили они, - только и уходу, что в огонь, да в воду". Во многих местах, где ждали гонителей и мучителей, заранее приготовлялись срубы для сожжений или приспосабливались к этому отдельные избы, часовни, церкви, просмоленные и обложенные соломой.

Как только приходило известие, что идут каратели, народ запирался в приготовленное к сожжению здание и при появлении гонителей заявлял им: "Оставьте нас, или мы сгорим". При этом на дверном засове ставили зажженую свечу, и если солдаты начинали ломать дверь, свеча падала на солому... Бывало, что гонители уходили. Но в большинстве случаев преследуемые погибали: до такого отчаяния довели затравленных людей беспощадные гонители. Да не вменит Господь страдальцам тем отчаяние их в грех смертный!

Два века выживания

Более двухсот лет пребывало старообрядчество в гонениях. Они временами то ослабевали, то снова усиливались, но никогда не прекращались. За два века старообрядчество приобрело бесценный опыт выживания в невероятно тяжелых условиях.

Император Петр I провозгласил принцип веротерпимости в государстве. Им широко воспользовались разные вероисповедания: римско-католическое, протестантское, мусульманское, иудейское. И только одни старообрядцы не имели свободы в родном отечестве. В царствование Петра их уже не сжигали массами, но отдельные случаи сожжения и других смертных казней были нередки. Царь Петр дозволил старообрядцам открыто жить в городах и селениях, но обложил их двойным налогом. Брали налог с каждого мужчины за ношение бороды, брали с них штраф и за то, что священники совершали у них духовные требы. Однако никакими гражданскими правами в государстве они не обладали. В таком же положении они находились и при преемниках Петра. Императрица Анна Иоанновна даже решилась на войсковую операцию за пределами Российской империи для поимки скрывавшихся старообрядцев.

Только в царствование Екатерины II (1762-1796) старообрядцы вздохнули несколько свободнее. Но к концу царствования Александра I опять начали появляться указы, стесняющие духовную жизнь старообрядчества. При Николае I (1825-1855) старообрядцы жестоко преследовались, причем не только на территории России, но и за рубежом.

Лишь в начале XX века после Манифеста о веротерпимости, изданного Николаем II, старообрядцы получили возможность открыто устраивать в родном отечестве крестные ходы, звонить в колокола, организовывать общины, строить храмы. С 1905 по 1917 г. ими было обновлено и выстроено около тысячи храмов!

Но старообрядцы в России так и не получили полной религиозной свободы, не была признана законность их священства, не были отменены статьи уголовного закона, карающие за присоединение новообрядцев к старообрядчеству (это называлось "совращением в раскол"), не было разрешено открыто проповедовать свою веру, занимать ответственные административные должности, не было дано право старообрядческим учителям преподавать в народных школах.

Церковное устройство

Гонители древнего православия лишили старообрядческую Церковь епископов. Когда епископ Павел Коломенский мужественно выступил против реформ Никона, то был предан мученической смерти. Остальные архиереи, опасаясь участи Павла, молчаливо сносили новые церковные порядки. Таким образом, древняя святая Церковь временно осталась без епископов, лишь со священниками и диаконами.

По правилам Церкви священники должны быть в послушании у своих епископов. Но те же правила повелевают священникам не подчиняться епископам, если последние уклонились в какое-либо заблуждение, проповедуют ересь или учиняют церковное разделение. Поэтому те священники, которые не пошли за Никоном, совершившим церковный раскол, поступили совершенно законно и спасительно.

Сан позволял им совершать божественную литургию, управлять паствой временно без епископов. Но они не имели права рукополагать новых священников и диаконов. Что же оставалось делать? Где было взять преемников?

Еще в христианской Церкви первых веков возникали подобные положения. Бывали случаи, что поместные церкви лишались всех своих епископов вследствие уклонения их в ересь. Пребывая в ней, они продолжали священнодействовать, рукополагать епископов, священников. Вселенские и поместные соборы православной Церкви постановили принимать этих поставленных в еретическом обществе духовных лиц, если они отрекутся от своих заблуждений, сохраняя за ними духовный сан, т. е. если они рукоположены в епископский сан, то остаются епископами. если же в священнический - священниками (8 правило Первого вселенского собора). Было установлено святыми соборами даже посылать особых ходатаев к пребывающим в заблуждении духовным лицам, чтобы убедить их оставить свое неправославное общество и присоединиться к истинной Христовой Церкви (80 нрав. Карфагенского собора).

Согласно этим древним соборным правилам, древлеправославная Церковь принимала духовных лиц, рукоположенных в новообрядческой церкви, в сущем сане. Таких священников, вернувшихся к древнему православию, стали называть "беглыми".

Тайно от властей они совершали все присущие их сану таинства и требы: крестили, миропомазывали, исповедовали, причащали, венчали, елеопомазывали, погребали умерших и т. д. Для исполнения треб в запасе у старообрядцев было достаточно св. мира, освященного еще благочестивым патриархом Иосифом, сохранилось даже миро, освященное патриархом Филаретом, были и древние антимисы, освященные благочестивыми епископами. На этих антимисах старообрядческие священники и совершали Божественную литургию.


КАЗНЯМ НЕ БЫЛО ЧИСЛА

Известно, что за все время существования на Западе инквизиции было вынесено около 1000 смертных приговоров. У нас же число жертв только за первое столетие гонений на старую православную веру исчисляется несколькими десятками тысяч сожженных, умореных голодом, замученных, обезглавленных, замороженных заживо. Историк И. Фиппипов в своей книге "История Выговской пустыни" (С-Пб. 1862) так описывает картину религиозных преследований в России: "Везде бряцапи цепи, везде вериги звенели, везде никонову учению служили дыбы и хомуты. Везде в крови исповедников ежедневно омывались железо и бичи. И от такого насильственного лютого мучительства были залиты кровью все города, утопали в слезах села, покрывались плачем и стоном пустыни и дебри, и те. которые не могли вынести таких мук при нашествии мучителей с оружием и пушками, сжигались сами".

Вопросы общего значения, возникавшие в старообрядчестве, разрешались соборно общим голосом святой Церкви. На собор съезжались игумены монастырей, священноиноки и иноки, приходские священники, избранные от приходов мирские люди, искусные в Священном Писании и церковных правилах. Соборы осуществляли церковное управление, устанавливали порядок в приходах, определяли старшинство между духовными лицами, проверяли их пастырскую деятельность, разрешали спорные вопросы и недоразумения. Соборы собирались в исторически сложившихся духовных центрах старообрядчества.

Поскольку реформа Никона сопровождалась "исправлением" богослужебных книг, старообрядцы совершали и ныне совершают богослужение по книгам, во всем согласным со старопечатными изданиями первых пяти благочестивых московских патриархов.

Старые книги изымались властями, ветшали от постоянного употребления. Но в тайных старообрядческих типографиях дораскольные книги переиздавались в точном соответствии с оригиналом. Наиболее часто для переиздания за образец брались книги времен патриарха Иосифа.

Духовные центры

Духовными центрами становились места, где сохранялась возможность вести духовную деятельность. Преимущественно это были монастыри и скиты. Из Москвы и других крупных городов христиане бежали на окраины России, часто в совсем глухие, не заселенные места. Там, где они оседали, вскоре создавались монастыри и скиты, которые становились оплотом духовной жизни. Отсюда шло руководство Церковью, из монастырей рассылались священники на приходы, здесь составлялись увещания и послания к христианам, писались сочинения в защиту старообрядчества, воспитывались и самые защитники и проповедники истинной древлеправославной веры.

В некоторых местах возникало по нескольку десятков скитов с сотнями иночествующих подвижников. Таких духовных центров в старообрядчестве было несколько. Керженец - река, протекающая в Нижегородской области и впадающая в Волгу. По названию реки называлась и вся местность. В XVII в. здесь был густой девственный лес, дававший христианам укрытие от преследователей. К концу XVII в. на Керженце уже существовало до сотни обителей, мужских и женских. При Петре I началось их планомерное разорение. Наиболее жестоким гонителем старообрядцев в этой местности был нижегородский архиепископ Питирим. Керженских старообрядцев в это время ссылали на каторгу, подвергали пыткам, а иных казнили. В Нижнем Новгороде был публично казнен известный керженский диакон Александр, составивший ответы на полемические вопросы Питирима, так называемые "Диако-новы ответы". Ему отсекли голову, тело сожгли, а пепел бросили в Волгу.

Стародубье - местность вокруг г. Ста-родуба, объединявшая несколько уездов северной части Черниговской губернии. И в настоящее время существуют города и селения, где живут потомки старообрядцев: Клинцы, Святск, Климове, Митьковка, Воронок, Лужки, Новозыбков, Злынка, Доб-рянка (в настоящее время относятся к Брянской и Черниговской областям). Здешние природные условия позволяли скрываться от гонений, а местные власти относились к пришлым христианам терпимо. Однако царские ищейки нигде не оставляли старообрядцев в покое. Когда преследования дошли и до здешних мест, бывшие там священники вместе с паствой ушли на Ветку, в земли, принадлежавшие тогда Польше.

Ветка. В Польше старообрядцы пользовались большей свободой, их здесь не преследовали. Сюда бежали старообрядцы со всей России. Вскоре здесь выросло около двадцати новых слобод. Местность, населенная старообрядцами, стала называться одним общим именем - Ветка.

Царское правительство обратило внимание на этот духовный питомник старообрядчества, но ничего с ним не могло поделать, так как он находился за границей. Но как только Польское королевство ослабло, русское правительство поспешило разогнать Ветку. Случилось это в 1735 г., в царствование Анны Иоанновны. По приказанию царицы войска внезапно окружили все ветковские слободы. Старообрядцы были захвачены врасплох, никто не смог бежать. Был совершен повальный обыск монастырей, скитов, келий, жилых домов. Все, что найдено, было отобрано. Постройки были сожжены дотла. Из жителей Ветки было захвачено более 15 тысяч мужчин, женщин и детей. В монастырях было захвачено более тысячи иноков и инокинь. Всех мирских жителей расселили по разным городам и селениям Российского государства. Этот разгром Ветки известен под названием "выгонки". Вскоре на испепеленном месте снова появились поселенцы, опять возникли слободы и скиты. При Екатерине II последовала вторая "выгонка" Ветки, позже была и третья.

Иргиз - приток Волги, протекающий на юго-востоке Саратовской и Самарской областей. При Екатерине II старообрядцы поселились здесь в большом количестве и основали несколько скитов и монастырей, которые именовались общим названием Иргиз. Как монастыри, так и их окрестности населяли старообрядцы, возвращенные царицей из-за границы. Во время жестоких гонении на старообрядчество много людей бежало за пределы родного отечества: в Польшу, Швецию, Румынию, Турцию, Пруссию, Китай и даже в Японию. Вступив на престол, Екатерина II издала манифест, которым призывала старообрядцев вернуться в Россию и обещала им спокойную жизнь. Старообрядцы радостно откликнулись на этот призыв и большими массами устремились на Родину. Правительство отвело им место жительства в пределах Иргиза.

Иргизские монастыри вскоре приобрели выдающееся значение в церковной и общественной жизни старообрядчества. Но в царствование Николая I они были разгромлены.

Рогожское кладбище в Москве основано при Екатерине II. В 1771 г. в Москве свирепствовала эпидемия чумы. Московским старообрядцам было отведено для погребения покойников место за Рогожской заставой. Здесь постепенно возникло большое духовное поселение с кельями, богадельнями и церквами. Сначала был построен храм во имя святителя Николы. Затем начато было сооружение по официальному наименованию - часовни, по сути же - огромного летнего храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы(на рис.). По обширности не было равного ему в Москве'. Но московским старообрядцам не дали докончить его строительство по намеченному плану. О постройке храма донес императрице петербургский митрополит Гавриил. Он утверждал, что старообрядцы своей постройкой унижают господствующую церковь. Началось расследование, и в результате храм был достроен в урезанном и окургуженном виде: вместо пяти глав оставлена только центральная, обломали выступы для алтарей, понизили само здание. Храм с внешней стороны стал выглядеть простым домом.

Во время нашествия Наполеона французы побывали и на Рогожском кладбище. Но рогожане заблаговременно успели покинуть жилища и спрятать главные святыни храмов. По изгнании Наполеона из Москвы столицу заняли донские казаки, в то время в большинстве своем старообрядцы. Знаменитый герой Отечественной войны атаман Платов (из донских казаков) был тоже старообрядцем. Он подарил Рогожскому кладбищу свою походную церковь.

В 1854 г. у старообрядцев был отобран Никольский храм и передан единоверцам (о единоверцах см. далее), а через два года были запечатаны алтари в Покровском и Рождественском храмах. Распечатание же алтарей последовало только в 1905 г. С начала XIX века Рогожское кладбище становится руководящим центром Древлеправославной Церкви Христовой. Тогда родилась поговорка: "Что положат на Рогоже, на том стоит Городец, а на чем Городец, на том и Керженец".

Hosted by uCoz